На главную | Где купить | Авторам | Вакансии | Реклама | Издательство | Каталог | Статьи наших авторов | Контакты |
Прайс листы

Статьи наших авторов

Автор Название
Александр Жадаев Позаказный учет в «1С:Бухгалтерии 8»

Широкие функциональные возможности программных продуктов семейства 1С позволяют автоматизировать учетные процессы на предприятиях любых форм собственности и отраслевой принадлежности. Особой сложностью отличается учет на производственных и обрабатывающих предприятиях, а также в строительных организациях: здесь имеется множество нюансов, относящихся в первую очередь к расчету себестоимости продукции, а также определению финансового результата.
В данной статье рассматривается один из способов ведения учета производственных затрат в программе «1С: Бухгалтерия 8», при котором используется позаказный метод калькулирования.
Позаказный метод учета широко применяется на предприятиях, выпускающих продукцию в единичных экземплярах либо небольшими партиями (мелкосерийное производство). Характерные примеры — станция технического обслуживания автомобилей, ателье индивидуального пошива одежды, фирма по изготовлению мебели под заказ, строительная организация, и др. Отличительной чертой данного метода является то, что в качестве главного объекта учета выступает отдельный заказ, который предварительно оформляется на определенное количество  продукции.
Еще одна характерная особенность позаказного метода заключается в том, что себестоимость отдельных деталей изделия не рассчитывается: выводится лишь себестоимость заказа, а также единицы изделия (последний параметр вычисляется делением суммы затрат по заказу на количество единиц продукции). Что касается стоимости незавершенного производства, то она определяется на основании данных ведомостей учета затрат по незаконченным заказам.
Основанием для оформления заказа является, как правило, договор, заключенный между изготовителем продукции и ее заказчиком.
Каждому заказу присваивается индивидуальный номер или название. Этот реквизит должен в обязательном порядке отражаться во всех документах, имеющих отношение к данному заказу (документ на списание материалов в производство, на начисление зарплаты работникам, выполняющим заказ, и др.). Таким образом, все финансово-хозяйственные операции, возникающие в процессе выполнения конкретного заказа, становятся взаимосвязанными между собой.
Все перечисленные действия можно реализовать в программе «1С: Бухгалтерия 8». В данном случае для ведения учета по заказам рекомендуется использовать субконто «Номенклатурные группы». С помощью элементов справочника отражается номер и дата производственного заказа, а также иные необходимые пользователю характеристики. Элемент справочника привязывается ко всем документам, имеющим отношение к данному производственному заказу (документы на списание сырья в производство, на выпуск готовой продукции, и др.), на основании которых впоследствии рассчитывается себестоимость заказа.
Проиллюстрируем на конкретном примере принцип реализации позаказного учета в «1С: Бухгалтерия 8».
Предположим, что предприятие занимается производством мебели под заказ. Клиент Сидоров заказал изделие Стол кухонный традиционной конфигурации: четыре ножки и столешница. Такое же изделие заказал и клиент Петров, но – с круглой столешницей и тремя ножками.
Создадим в справочнике номенклатурных групп две новые позиции, назовем их Заказ Сидорова и Заказ Петрова, включив в каждую из них изделие Стол кухонный (рис. 1).

Рис. 1. Формирование заказа


Будем считать, что для изготовления изделия по заказу Сидорова требуются следующие материалы: шуруп 30 мм — 50 штук по цене 3 руб./шт.,  ножка стола — 4 штуки по 200 руб./шт., столешница прямоугольная — 1 штука ценой 350 руб. и уголки мебельные — 16 штук по цене 10 руб./шт. Что касается заказа Петрова, то здесь разница заключается лишь в том, что требуется столешница круглая в количестве 1 штука по 400 руб., и ножки стола – 3 штуки по 200 руб.
При этом НДС по ставке 18% включен в цену материалов, и все материалы имеются на складе в необходимом количестве.
Далее выполним команду главного меню Производство4Отчет производства за смену, в открывшемся окне списка нажмем клавишу Insert и сформируем документ Отчет производства за смену (рис. 2).

Рис. 2. Отчет производства за смену


В верхней части окна нужно установить флажок Списать материалы. Затем на вкладке Продукция в поле Продукция указываем название изделия (Стол кухонный), выбрав его в справочнике номенклатуры, причем делаем это дважды. Далее для каждой позиции вводим количество (в нашем примере 1 штука) и плановую цену — на основании этих параметров автоматически будет рассчитана плановая сумма. После этого в поле Счет учета (БУ) из плана счетов выбираем счет 43 «Готовая продукция», а в поле Номенклатурная группа затрат — из справочника номенклатурных групп позицию Заказ Сидорова (для первого изделия) и Заказ Петрова (для второго изделия), см. рис. 2.
После этого переходим на вкладку Материалы. Здесь необходимо сформировать перечень материалов, использованных для производства изделий. Будем считать, что материалы учитываются на счете 10.06.
Для каждой позиции в соответствующих полях указывается наименование, количество, счет бухгалтерского учета и номенклатурная группа. В контексте рассматриваемого примера особую важность приобретает последний параметр: его значения (Заказ Сидорова и Заказ Петрова) выбираются в окне справочника номенклатурных групп.
В конечном итоге содержимое вкладки Материалы должно выглядеть так, как показано на рис. 3.

Рис. 3. Отчет производства за смену (список материалов)


После нажатия в данном окне кнопки ОК можно приступать к расчету себестоимости изделия на основании данных позаказного учета.
Вначале нужно сделать закрытие месяца. Выполняем команду главного меню Операции4Регламентные операции4Закрытие месяца, в открывшемся окне нажимаем Insert и формируем документ Закрытие месяца, отметив необходимые опции.
Затем выполняем команду главного меню Операции4Регламентные операции4Справки-расчеты4Калькуляция, в инструментальной панели открывшегося окна нажимаем кнопку Настройка, переходим на вкладку Отбор и устанавливаем фильтр по номенклатурным группам, выбрав в качестве критерия отбора значение Заказ Сидорова.
После нажатия в данном окне кнопки ОК программа сформирует справку-расчет о калькуляции себестоимости изделия (рис. 4).

Рис. 4. Справка-расчет о калькуляции по заказу Сидорова


Как видно на рисунке, в рассматриваемом примере фактическая себестоимость заказа составила 1237,29 руб.
ПРИМЕЧАНИЕ
Если отчет не сформировался — откорректируйте дату отчетного периода в полях Период с по, а также проверьте, правильно ли указана организация в поле Организация. Не забывайте, что после изменения параметров отчета он будет переформирован только после нажатия кнопки Сформировать.
Аналогичная справка-расчет по заказу Петрова показана на рис. 5.

Рис. 5. Справка-расчет калькуляции по заказу Петрова


Теперь сформируем справку-расчет о себестоимости выпущенной продукции. Для этого выполним команду главного меню Операции -> Регламентные операции -> Справки-расчеты -> Себестоимость продукции и установим фильтр на включаемые в отчет данные, выбрав в качестве условия субконто Заказ Сидорова. Результат выполненных действий показан на рис. 6.

Рис. 6. Справка-расчет о себестоимости продукции по заказу Сидорова


Обратите внимание: данный отчет позволяет увидеть по заказу не только сумму производственных расходов, но и отклонение фактической себестоимости от плановой. На рисунке 7 показана аналогичная справка-расчет по заказу Петрова.

Рис. 7. Справка-расчет о себестоимости продукции по заказу Петрова


На основании вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что в программе «1С:  Бухгалтерия 8» имеются все необходимые средства для ведения позаказного учета. Ее широкие функциональные возможности позволяют отразить расчет себестоимости двух и более единиц аналогичной продукции, производимых по разным заказам и имеющих незначительные отличия в комплектации. Для этого лишь необходимо в справочнике номенклатурных групп создать позиции по каждому производственному заказу, и ссылаться на них из документов, а также своевременно закрывать месяц. Все остальное программа сделает сама, и вам лишь останется настроить, сформировать и вывести на печать необходимые отчеты.