Опубликовано

Новинка: “Самоучитель 3ds Max 2022”

Самоучитель 3ds Max 2022

Представляем книгу А. Горелик и Ю. Васильевой “Самоучитель 3ds Max 2022“.

Описание

В основу книги положена эффективная методика, основанная на многолетним опыте обучения студентов работе с программой трехмерного моделирования Autodesk 3ds Max на примерах и упражнениях. Книга рассчитана не только на новых пользователей программы, но и на тех, кто хорошо с ней знаком.  Рассматриваются методы моделирования простых и сложных объектов, создания материалов любой сложности, инструменты анимации, возможности анимации с учетом законов физики, создания естественного и искусственного освещения, методы визуализации с использованием Arnold и V-Ray. Значительное внимание уделено персонажной анимации. Электронный архив содержит наглядные видео- и дополнительные материалы и упражнения.

Для широкого круга пользователей

  • Моделирование простых и сложных объектов
  • Создание материалов любой сложности
  • Инструменты анимации
  • Новые возможности создания анимации с учетом законов физики
  • Освещение
  • Стандартные методы визуализации, mental ray, Arnold, V-Ray
  • Персонажная анимация
  • Электронный архив с дополнительными материалами
  • Наглядные видео- и дополнительные материалы в электронном архиве

ДОСТИЖЕНИЕ МАСТЕРСТВА – ЭТО УДЕЛ УПОРНЫХ И НАСТОЙЧИВЫХ

Отзывы

Не одно поколение студентов освоило программу 3ds Max по методическим материалам автора, написанным просто и доходчиво.
Л.Е. Дягилев, профессор кафедры дизайна Института современных знаний им. А.М. Широкова

Методика изложения материала в виде последовательности упражнений, используемая автором, упрощает изучение программы 3ds Max и способствует быстрому и увлекательному процессу ее усвоения. Упражнения написаны настолько просто и детально, что книга вполне может быть рекомендована для самостоятельного изучения программы всеми любителями трехмерной графики.
К.А. Стрикелева, канд. искусствоведения, проф. кафедры теории и истории дизайна Белорусской государственной академии искусств

Я являюсь новичком в 3D-моделировании. Книга потрясающая, автор все детально пошагово расписывает, затронуты все необходимые темы, к книге прилагается папка с файлами со сценами по упражнениям и практическими заданиями, где все аккуратно структурировано. Хотелось бы увидеть продолжение. Огромное спасибо автору за его труд!
Наталья, читатель

Васильева Юлия Дмитриевна

Васильева Юлия Дмитриевна – кандидат технических наук, 11 лет проработала в Институте современных знаний имени А.М. Широкова, вела курсы компьютерной графики в Белорусской государственной академии искусств, Белорусском государственном педагогическом университете, Автор 35 научных работ и учебно-методических пособий. Является одним из редакторов сайта http://3dtuts.by по трехмерному моделированию.

Горелик Александр Гиршевич

Горелик Александр Гиршевич — доктор технических наук, профессор. 36 лет работал в Институте технической кибернетики Национальной академии наук Беларуси в области автоматизации проектирования, компьютерной графики и геометрического моделирования. Работал деканом факультета информационных технологий Европейского гуманитарного университета, деканом факультета управления Института современных знаний имени А.М. Широкова, в настоящее время профессор кафедры высшей математики и информатики того же института. Автор 145 научных работ и учебно-методических пособий, в том числе 7 монографий в области автоматизации проектирования и компьютерной графики и книг «Самоучитель 3ds Max 2012/2014/2016/2018/2020», выпущенных издательством БХВ-Петербург. Ведет сайт http://3dtuts.by, посвященный трехмерному моделированию.

 

Книгу “Самоучитель 3ds Max 2022” можно купить со скидкой в интернет-магазине издательства “БХВ”.

Предисловие…………………………………………………………………………………………… 15

Электронный архив…………………………………………………………………………………………………………………… 16

Глава 1. Основные понятия…………………………………………………………………… 19

Требования к системе………………………………………………………………………………………………………………… 19

Новое в 3ds Max 2022……………………………………………………………………………………………………………….. 20

Видовые окна……………………………………………………………………………………………………………………… 20

Моделирование………………………………………………………………………………………………………………….. 20

Визуализация……………………………………………………………………………………………………………………… 21

Интерфейс программы………………………………………………………………………………………………………………. 21

Начало работы…………………………………………………………………………………………………………………… 21

Командная панель……………………………………………………………………………………………………………… 24

Конфигурация видовых окон…………………………………………………………………………………………….. 25

Панель с кнопками управления видовыми окнами…………………………………………………………. 27

Режимы отображения………………………………………………………………………………………………………… 28

Выделение объектов………………………………………………………………………………………………………….. 30

Команды Undo и Redo……………………………………………………………………………………………………….. 31

Трансформации объектов………………………………………………………………………………………………….. 32

Системы координат……………………………………………………………………………………………………………. 33

Центр преобразования………………………………………………………………………………………………………. 34

Клонирование объектов…………………………………………………………………………………………………….. 36

Зеркальное отображение объектов………………………………………………………………………………….. 37

Группы объектов………………………………………………………………………………………………………………… 38

Слои…………………………………………………………………………………………………………………………………….. 38

Единицы измерения……………………………………………………………………………………………………………. 40

Сетка координат………………………………………………………………………………………………………………… 41

Привязки……………………………………………………………………………………………………………………………… 42

Выравнивание объектов……………………………………………………………………………………………………. 44

Файлы………………………………………………………………………………………………………………………………….. 45

Импорт в сцену объектов из других MAX-файлов………………………………………………………….. 47

Создание и работа с проектом………………………………………………………………………………………….. 47

Визуализация и сохранение растрового изображения…………………………………………………… 48

Настройка некоторых параметров графического интерфейса……………………………………… 49

Контрольные вопросы………………………………………………………………………………………………………………. 50

Глава 2. Моделирование………………………………………………………………………… 51

Создание простых объектов……………………………………………………………………………………………………… 51

Упражнение № 2-1. Привязка к сетке, массивы……………………………………………………………………….. 54

Установка проекта…………………………………………………………………………………………………………….. 54

Настройка единиц измерения и параметров сетки…………………………………………………………. 54

Установка привязок……………………………………………………………………………………………………………. 55

Пример создания деревьев из примитивов……………………………………………………………………….. 55

Упражнение № 2-2. Основные команды. “Восстанови стену, собери спички”…………………….. 58

Первый способ, установка координат……………………………………………………………………………… 58

Второй способ……………………………………………………………………………………………………………………. 59

Собрать спички………………………………………………………………………………………………………………….. 59

Практическая работа…………………………………………………………………………………………………………. 60

Упражнение № 2-3. Создание конструкций из примитивов, рендеринг………………………………… 60

Стандартные примитивы…………………………………………………………………………………………………… 60

Создание колоннады…………………………………………………………………………………………………………. 60

Рендеринг……………………………………………………………………………………………………………………………. 62

Практическая работа…………………………………………………………………………………………………………. 63

Упражнение № 2-4. Стандартные и дополнительные примитивы………………………………………… 63

Практическая работа…………………………………………………………………………………………………………. 67

Модификаторы…………………………………………………………………………………………………………………………… 67

Упражнение № 2-5. Применение модификаторов…………………………………………………………………… 69

Построение лампы……………………………………………………………………………………………………………… 69

Моделирование кресла……………………………………………………………………………………………………… 71

Моделирование стола……………………………………………………………………………………………………….. 72

Моделирование корзины…………………………………………………………………………………………………… 73

Практическая работа…………………………………………………………………………………………………………. 75

Упражнение № 2-6. Сплайны, тела вращения…………………………………………………………………………. 75

Типы сплайнов……………………………………………………………………………………………………………………. 75

Построение сплайнов………………………………………………………………………………………………………… 75

Визуализация сплайнов…………………………………………………………………………………………………….. 76

Типы вершин сплайна Line……………………………………………………………………………………………….. 77

Задание типов вершин сплайна Line………………………………………………………………………………… 78

Преобразование сплайна в редактируемый сплайн……………………………………………………….. 78

Редактирование сплайна…………………………………………………………………………………………………… 78

Создание тела вращения…………………………………………………………………………………………………… 79

Построение модели фонтана…………………………………………………………………………………………….. 80

Модель вазы……………………………………………………………………………………………………………………….. 81

Практическая работа…………………………………………………………………………………………………………. 82

Упражнение № 2-7. Выдавливание, фаски………………………………………………………………………………. 82

Создание объемной модели с помощью модификатора Extrude…………………………………… 82

Создание объемной модели с помощью модификатора Bevel……………………………………….. 83

Упражнение № 2-8. Построение объемных моделей методом лофтинга……………………………… 84

Практическая работа…………………………………………………………………………………………………………. 87

Упражнение № 2-9. Булева операция ProBoolean………………………………………………………………….. 88

Булевы операции……………………………………………………………………………………………………………….. 88

Виды операций команды ProBoolean………………………………………………………………………………. 89

Создание модели кружки с использованием булевых операций…………………………………… 90

Упражнение № 2-10. Булева операция ProCutter…………………………………………………………………… 93

Практическая работа…………………………………………………………………………………………………………. 95

Упражнение № 2-11. Простой домик……………………………………………………………………………………….. 95

Построение стен…………………………………………………………………………………………………………………. 95

Построение крыши…………………………………………………………………………………………………………….. 98

Практическая работа…………………………………………………………………………………………………………. 99

Упражнение № 2-12. Составные объекты. Команда Scatter………………………………………………….. 99

Деревья………………………………………………………………………………………………………………………………… 99

Камни………………………………………………………………………………………………………………………………… 102

Распределение объектов с помощью инструмента Scatter…………………………………………… 103

Модификаторы Edit Poly и Edit Mesh…………………………………………………………………………………….. 105

Сеточные модели……………………………………………………………………………………………………………… 105

Свитки Selection и Soft Selection…………………………………………………………………………………….. 106

Выделение подобъектов………………………………………………………………………………………………….. 106

Плавное выделение подобъектов……………………………………………………………………………………. 108

Упражнение № 2-13. Моделирование флакона…………………………………………………………………….. 108

Создание базовой формы………………………………………………………………………………………………… 109

Создание новых ребер…………………………………………………………………………………………………….. 110

Выдавливание кольцевых выступов на боковых гранях……………………………………………… 110

Создание впадин на боковых гранях……………………………………………………………………………… 111

Закрытие дна и скругление ребер…………………………………………………………………………………… 113

Создание надписей………………………………………………………………………………………………………….. 113

Создание крышки…………………………………………………………………………………………………………….. 114

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 115

Упражнение № 2-14. Editable Poly. Деформация кистью…………………………………………………….. 116

Деформация кистью инструментами панели Ribbon……………………………………………………. 116

Упражнение № 2-15. Модель лодки. Использование модификатора Displace…………………… 118

Создание эскизов……………………………………………………………………………………………………………… 118

Моделирование лодки…………………………………………………………………………………………………….. 120

Моделирование океана…………………………………………………………………………………………………… 126

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 128

Упражнение № 2-16. Моделирование скатерти и шторы.
Модификаторы Cloth, Garment Maker и HSDS………………………………………………………………………. 128

Моделирование скатерти………………………………………………………………………………………………… 128

Моделирование шторы……………………………………………………………………………………………………. 132

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 133

Архитектурные объекты…………………………………………………………………………………………………………. 133

Стены………………………………………………………………………………………………………………………………… 133

Окна…………………………………………………………………………………………………………………………………… 135

Двери…………………………………………………………………………………………………………………………………. 136

Упражнение № 2-17. Строим дачный дом…………………………………………………………………………….. 136

Построение системы стен………………………………………………………………………………………………… 136

Построение окон………………………………………………………………………………………………………………. 137

Построение дверей…………………………………………………………………………………………………………… 139

Построение фронтонов……………………………………………………………………………………………………. 139

Второй этаж……………………………………………………………………………………………………………………… 140

Построение лестницы………………………………………………………………………………………………………. 140

Сделай сам……………………………………………………………………………………………………………………….. 142

Построение ломаной крыши…………………………………………………………………………………………… 142

Металлочерепица……………………………………………………………………………………………………………. 143

Печные трубы…………………………………………………………………………………………………………………… 145

Построение водостоков…………………………………………………………………………………………………… 147

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 148

Контрольные вопросы…………………………………………………………………………………………………………….. 149

Глава 3. Освещение и материалы…………………………………………………………. 150

Установка проекта…………………………………………………………………………………………………………………… 150

Источники освещения……………………………………………………………………………………………………………… 150

Освещение по умолчанию………………………………………………………………………………………………………. 151

Упражнение № 3-1. Стандартные источники света……………………………………………………………… 153

Параметры источника света Omni………………………………………………………………………………….. 154

Настройка теней………………………………………………………………………………………………………………. 157

Источники света Target Spot и Free Spot……………………………………………………………………….. 158

Источники света Free Direct и Target Direct………………………………………………………………….. 162

Источник света Skylight…………………………………………………………………………………………………… 164

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 165

Упражнение № 3-2. Фотометрические источники света.
Освещение тремя источниками света…………………………………………………………………………………….. 165

Создание трехточечной системы света…………………………………………………………………………. 166

Настройка источников света………………………………………………………………………………………….. 168

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 169

Упражнение № 3-3. Объемное освещение……………………………………………………………………………… 170

Создание подводной сцены…………………………………………………………………………………………….. 170

Создание источников света…………………………………………………………………………………………….. 172

Создание эффекта объемного освещения………………………………………………………………………. 174

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 176

Редактор материалов………………………………………………………………………………………………………………. 176

Редактор материалов Compact Material Editor…………………………………………………………………….. 178

Редактор материалов Slate Material Editor…………………………………………………………………………… 180

Упражнение № 3-4. Mатериал Physical Material………………………………………………………………….. 182

Шаблоны материала Physical Material…………………………………………………………………………… 183

Создание стекла……………………………………………………………………………………………………………….. 184

Создание металлической поверхности………………………………………………………………………….. 185

Неоновое освещение………………………………………………………………………………………………………… 186

Сохранение созданных материалов в текущей библиотеке………………………………………… 187

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 187

Упражнение № 3-5. Составные материалы…………………………………………………………………………… 188

Материал Top/Bottom………………………………………………………………………………………………………. 188

Материал Double Sided…………………………………………………………………………………………………… 189

Упражнение № 3-6. Многокомпонентный материал Multi/Sub-Object……………………………….. 190

Подготовка материала…………………………………………………………………………………………………….. 190

Распределение материалов по полигонам…………………………………………………………………….. 192

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 193

Текстурные карты и каналы…………………………………………………………………………………………………… 193

Типы текстурных карт…………………………………………………………………………………………………………….. 194

Упражнение № 3-7. Работа с текстурными картами…………………………………………………………….. 196

Применение текстурной карты……………………………………………………………………………………….. 196

Применение произвольных графических файлов в качестве текстурных карт………….. 197

Настройка параметров текстурной карты…………………………………………………………………….. 197

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 199

Упражнение № 3-8. Создание рельефа с помощью канала Bump
и эффекта Displacement……………………………………………………………………………………………………………. 199

Применение инструмента Displacement…………………………………………………………………………. 199

Применение текстурной карты Bump……………………………………………………………………………… 201

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 202

Упражнение № 3-9. Подробнее о каналах…………………………………………………………………………….. 202

Настройка прозрачности по текстурной карте…………………………………………………………….. 203

Настройка отражения по текстурной карте………………………………………………………………….. 204

Градиентное отражение………………………………………………………………………………………………….. 206

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 207

Упражнение № 3-10. Текстурные карты. Моделирование груши……………………………………….. 208

Создание базовой формы………………………………………………………………………………………………… 208

Создание неровностей, вмятин и асимметрии……………………………………………………………….. 208

Создание материала груши…………………………………………………………………………………………….. 209

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 212

Проецирование текстурных карт…………………………………………………………………………………………… 212

Упражнение № 3-11. Параметрическое проецирование текстурных карт…………………………. 213

Проецирование текстурных карт на примитивы…………………………………………………………… 213

Корректировка положения текстурной карты………………………………………………………………. 214

Использование фактического размера текстурной карты……………………………………………. 216

Упражнение № 3-12. Применение модификатора UVW Map……………………………………………….. 218

Типы проецирования текстурных карт………………………………………………………………………….. 218

Настройка параметров модификатора UVW Map………………………………………………………… 219

Подобъект Gizmo………………………………………………………………………………………………………………. 220

Размещение текстуры внутри боковых поверхностей………………………………………………….. 222

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 223

Упражнение № 3-13. Материал Multi/Sub-Object и модификатор UVW Map…………………….. 223

Назначение объекту нескольких материалов……………………………………………………………….. 223

Настройка параметров модификатора UVW Map………………………………………………………… 226

Упражнение № 3-14. Видеоролик на экране телевизора……………………………………………………… 227

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 228

Упражнение № 3-15. Модификатор Unwrap UVW………………………………………………………………… 228

Возможности модификатора Unwrap UVW……………………………………………………………………. 228

Плоскостное проецирование Flatten Mapping………………………………………………………………. 228

Криволинейный объект……………………………………………………………………………………………………. 232

Создание текстуры…………………………………………………………………………………………………………… 242

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 243

Контрольные вопросы…………………………………………………………………………………………………………….. 244

Глава 4. Визуализация сцены и камеры……………………………………………….. 245

Установка проекта…………………………………………………………………………………………………………………… 245

Глобальное освещение……………………………………………………………………………………………………………. 245

Упражнение № 4-1. Настройка параметров глобального освещения………………………………… 246

Имитация глобального освещения…………………………………………………………………………………. 248

Общие параметры визуализации……………………………………………………………………………………………. 249

Упражнение № 4-2. Визуализатор Arnold. Начнем с простого…………………………………………… 251

Установка материалов…………………………………………………………………………………………………….. 251

Установка источников света…………………………………………………………………………………………… 253

Упражнение № 4-3. Настройки визуализатора Arnold и его компоненты………………………….. 254

Источники света и камеры визуализатора Arnold………………………………………………………… 257

Материалы визуализатора Arnold…………………………………………………………………………………. 260

Упражнение № 4-4. Текстурные карты визуализатора Arnold……………………………………………. 265

Упражнение № 4-5. Создание преломлений………………………………………………………………………….. 267

Упражнение № 4-6. Конвертация из mental ray в Arnold……………………………………………………… 268

Настройка физических материалов……………………………………………………………………………….. 271

Упражнение № 4-7. Камеры……………………………………………………………………………………………………. 273

Типы камер……………………………………………………………………………………………………………………….. 273

Настройка камер……………………………………………………………………………………………………………… 275

Упражнение № 4-8. Настройка физической камеры…………………………………………………………….. 277

Упражнение № 4-9. Размытие сцены……………………………………………………………………………………… 280

Глубина резкости…………………………………………………………………………………………………………….. 280

Глубина резкости для камеры Target…………………………………………………………………………….. 281

Глубина резкости для камеры Physical………………………………………………………………………….. 282

Контрольные вопросы…………………………………………………………………………………………………………….. 283

Глава 5. Визуализатор V-Ray………………………………………………………………… 284

Обзор V-Ray………………………………………………………………………………………………………………………………. 284

Установка проекта…………………………………………………………………………………………………………………… 284

Упражнение № 5-1. Установка визуализатора V-Ray…………………………………………………………… 285

Вкладка V-Ray………………………………………………………………………………………………………………….. 286

Свиток Global switches……………………………………………………………………………………………. 286

Свиток IPR Options………………………………………………………………………………………………….. 287

Свиток Image sampler (Antialiasing)………………………………………………………………………. 287

Свиток Image filter…………………………………………………………………………………………………… 289

Свиток Environment………………………………………………………………………………………………… 289

Свиток Color mapping…………………………………………………………………………………………….. 290

Вкладка GI………………………………………………………………………………………………………………………… 290

Свиток Global illumination…………………………………………………………………………………….. 290

Свиток Irradiance map…………………………………………………………………………………………….. 291

Первичные настройки визуализатора V-Ray…………………………………………………………………. 292

Упражнение № 5-2. Работа с окном визуализации V-Ray Frame Buffer………………………………. 293

Упражнение № 5-3. Интерактивная визуализация в V-Ray………………………………………………….. 297

Упражнение № 5-4. Настройки источников света V-Ray……………………………………………………… 298

Настройка параметров источника света VRayLight…………………………………………………….. 299

Применение стандартных источников света…………………………………………………………………. 303

Источник солнечного света VRaySun…………………………………………………………………………….. 304

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 308

Упражнение № 5-5. Освещение и установка камер в интерьере………………………………………….. 309

Установка камер………………………………………………………………………………………………………………. 310

Установка дневного освещения………………………………………………………………………………………. 312

Искусственное освещение……………………………………………………………………………………………….. 313

Настройка ограничивающих плоскостей у камеры……………………………………………………… 317

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 318

Упражнение № 5-6. Материалы V-Ray…………………………………………………………………………………… 319

Материал VRayMtl…………………………………………………………………………………………………………… 319

Создание материалов………………………………………………………………………………………………………. 320

Простое стекло………………………………………………………………………………………………………… 320

Зеркальная поверхность………………………………………………………………………………………… 321

Библиотека материалов…………………………………………………………………………………………. 322

Упражнение № 5-7. V-Ray. Настройки цвета и отражений………………………………………………….. 323

Создание материалов и освещения………………………………………………………………………………… 323

Создание отражений……………………………………………………………………………………………………….. 324

Влияние параметра Fresnel reflections (Отражения по Френелю)………………………………. 324

Создание размытых отражений: параметр Reflection glossiness………………………………… 325

Hilight glossiness (Размытость блика)…………………………………………………………………………….. 325

Применение текстурных карт…………………………………………………………………………………………. 326

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 327

Упражнение № 5-8. V-Ray. Настройки прозрачности и свойств преломления…………………… 327

Создание тестовой сцены………………………………………………………………………………………………… 327

Создание преломлений……………………………………………………………………………………………………. 328

Настройка отражений……………………………………………………………………………………………………… 330

Размытие прозрачности…………………………………………………………………………………………………… 330

Преломление света…………………………………………………………………………………………………………… 330

Подведем итог…………………………………………………………………………………………………………………… 331

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 331

Контрольные вопросы…………………………………………………………………………………………………………….. 331

Глава 6. Анимация……………………………………………………………………………….. 332

Трехмерная анимация……………………………………………………………………………………………………………… 332

Упражнение № 6-1. Простейшая анимация в автоматическом режиме……………………………… 334

Анимация падения сферы………………………………………………………………………………………………… 334

Ускорение падения сферы……………………………………………………………………………………………….. 336

Деформация сферы от столкновения с полом……………………………………………………………….. 337

Растяжение сферы……………………………………………………………………………………………………………. 338

Анимация отскока……………………………………………………………………………………………………………. 338

Визуализация анимации………………………………………………………………………………………………….. 339

Визуализация траектории……………………………………………………………………………………………….. 340

Удаление анимации…………………………………………………………………………………………………………. 341

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 341

Упражнение № 6-2. Покадровая визуализация анимации. Размытие анимации……………….. 341

Размытие анимации Scanline Renderer…………………………………………………………………………… 342

Размытие анимации Arnold……………………………………………………………………………………………… 343

Размытие анимации V-Ray………………………………………………………………………………………………. 344

Упражнение № 6-3. Редактирование анимации на панелях Track View……………………………… 344

Инструменты редактора анимации Graph Editors………………………………………………………… 344

Окно ключей анимации на панели Curve Editor……………………………………………………………. 347

Упражнение № 6-4. Контроллеры анимации………………………………………………………………………… 350

Две категории контроллеров анимации…………………………………………………………………………. 350

Контроллер Bezier Float………………………………………………………………………………………………….. 351

Контроллер Noise…………………………………………………………………………………………………………….. 354

Контроллер Audio……………………………………………………………………………………………………………. 355

Контроллер Block…………………………………………………………………………………………………………….. 356

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 359

Упражнение № 6-5. Продолжение анимации мяча……………………………………………………………….. 359

Графики анимированных параметров сферы……………………………………………………………….. 359

Продолжение отскоков……………………………………………………………………………………………………. 361

Упражнение № 6-6. Вращение юлы……………………………………………………………………………………….. 362

Анимация юлы………………………………………………………………………………………………………………….. 362

Масштабирование скорости воспроизведения анимации……………………………………………. 365

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 365

Упражнение № 6-7. Контроллер Path Constraint………………………………………………………………….. 366

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 367

Упражнение № 6-8. Анимация в ручном режиме………………………………………………………………….. 367

Последовательность создания анимации………………………………………………………………………. 367

Анимация сцены……………………………………………………………………………………………………………….. 368

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 370

Упражнение № 6-9. Редактор кривых. Звуковое сопровождение………………………………………… 370

Анимация баскетбольного мяча……………………………………………………………………………………… 370

Создание эффекта отскакивания мяча…………………………………………………………………………… 371

Корректировка полета мяча……………………………………………………………………………………………. 372

Корректировка отскоков мяча от пола………………………………………………………………………….. 373

Корректировка анимации в видовом окне……………………………………………………………………… 374

Создание звукового сопровождения………………………………………………………………………………. 376

Анимация сетки………………………………………………………………………………………………………………… 377

Вращение мяча…………………………………………………………………………………………………………………. 378

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 379

Упражнение № 6-10. Прямая кинематика……………………………………………………………………………… 379

Иерархические связи……………………………………………………………………………………………………….. 379

Правила прямой кинематики…………………………………………………………………………………………… 381

Возможные проблемы при масштабировании………………………………………………………………. 382

Обеспечение целостности конструкции…………………………………………………………………………. 382

Ограничение перемещения объектов в иерархической цепочке………………………………….. 383

Наследование преобразований………………………………………………………………………………………. 384

Пример с настройками блокировок и наследований……………………………………………………. 384

Анимация манипулятора…………………………………………………………………………………………………. 386

Перенос объекта………………………………………………………………………………………………………………. 387

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 388

Упражнение № 6-11. Инверсная кинематика………………………………………………………………………… 388

Режим инверсной кинематики…………………………………………………………………………………………. 388

Решатели инверсной кинематики……………………………………………………………………………………. 389

Анимация с использованием решателя HI Solver………………………………………………………….. 390

Анимация с использованием решателя HD Solver………………………………………………………… 391

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 393

Контрольные вопросы…………………………………………………………………………………………………………….. 394

Глава 7. Эффекты анимации. Анимация с учетом законов физики………. 395

Установка проекта…………………………………………………………………………………………………………………… 395

Системы частиц……………………………………………………………………………………………………………………….. 395

Частицы типа Spray…………………………………………………………………………………………………………………. 396

Упражнение № 7-1. Примеры использования систем частиц………………………………………………. 397

Пример с частицами типа Tetrahedron…………………………………………………………………………… 397

Пример с частицами типа Facing…………………………………………………………………………………… 399

Частицы типа Snow………………………………………………………………………………………………………….. 399

Частицы типа Blizzard……………………………………………………………………………………………………… 400

Упражнение № 7-2. Деформации Forces в системах частиц………………………………………………… 402

Деформация типа Gravity………………………………………………………………………………………………… 402

Деформация типа Wind……………………………………………………………………………………………………. 405

Деформация типа PBomb…………………………………………………………………………………………………. 406

Деформация типа Path Follow………………………………………………………………………………………… 407

Частицы внутри сферы…………………………………………………………………………………………………….. 409

Упражнение № 7-3. Анимация взрыва……………………………………………………………………………………. 410

Анимация сгорающего бикфордова шнура…………………………………………………………………… 410

Анимация горения бикфордова шнура…………………………………………………………………………… 410

Анимация видимости вспомогательной сферы……………………………………………………………… 411

Создание искр…………………………………………………………………………………………………………………… 411

Создание анимации взрыва…………………………………………………………………………………………….. 412

Взрыв автомобиля……………………………………………………………………………………………………………. 413

Добавление эффекта горения………………………………………………………………………………………….. 415

Создание звукового сопровождения………………………………………………………………………………. 416

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 417

Модуль MassFX……………………………………………………………………………………………………………………….. 417

Панель инструментов MassFX Toolbar………………………………………………………………………………….. 418

Инструменты панели MassFX Tools……………………………………………………………………………………….. 419

Вкладка World Parameters………………………………………………………………………………………………. 419

Свиток Scene Settings……………………………………………………………………………………………… 420

Свиток Advanced Settings……………………………………………………………………………………….. 421

Вкладка Simulation Tools………………………………………………………………………………………………… 421

Вкладка Multi-Object Editor……………………………………………………………………………………………. 422

Вкладка Display Options………………………………………………………………………………………………….. 425

Физические сетки в модуле MassFX……………………………………………………………………………….. 425

Параметры свитка Physical Mesh Parameters………………………………………………………………… 427

Упражнение № 7-4. Скачущий шар……………………………………………………………………………………….. 428

Определение свойств объектов сцены……………………………………………………………………………. 428

Анимация сцены……………………………………………………………………………………………………………….. 432

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 433

Упражнение № 7-5. Ограничения MassFX constraint……………………………………………………………. 433

Определение свойств объектов сцены……………………………………………………………………………. 433

Установка свойств……………………………………………………………………………………………………………. 434

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 435

Упражнение № 7-6. Бильярдная пирамида……………………………………………………………………………. 435

Определение свойств объектов сцены……………………………………………………………………………. 435

Настройка параметров анимации………………………………………………………………………………….. 436

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 437

Упражнение № 7-7. Разбиение объекта на части………………………………………………………………….. 437

Создание тонкостенного объекта…………………………………………………………………………………… 437

Разбиение объекта: скрипт FractureVoronoi…………………………………………………………………. 437

Разбиение объектов: модуль MassFX……………………………………………………………………………… 438

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 439

Упражнение 7-8. Модификатор MassFX Cloth……………………………………………………………………… 439

Параметры на уровне модификатора mCloth……………………………………………………………….. 439

Параметры на уровне вершин………………………………………………………………………………………… 441

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 441

Контрольные вопросы…………………………………………………………………………………………………………….. 442

Глава 8. Персонажная анимация………………………………………………………….. 443

Установка проекта…………………………………………………………………………………………………………………… 443

Набор инструментов Character studio…………………………………………………………………………………… 443

Упражнение № 8-1. Двуногие объекты biped………………………………………………………………………… 444

Создание biped…………………………………………………………………………………………………………………. 444

Свиток Structure……………………………………………………………………………………………………………….. 446

Свиток Biped…………………………………………………………………………………………………………………….. 448

Форматы файлов………………………………………………………………………………………………………………. 449

Свиток Track Selection……………………………………………………………………………………………………… 450

Свиток Bend Links: вращение нескольких связей………………………………………………………….. 451

Связывание других объектов с biped……………………………………………………………………………… 452

Свиток Copy/Paste……………………………………………………………………………………………………………. 452

Упражнение № 8-2. Копирование анимации…………………………………………………………………………. 454

Копирование кадров анимации………………………………………………………………………………………. 454

Копирование треков анимации………………………………………………………………………………………. 456

Копирование анимации внутри сцены…………………………………………………………………………… 456

Ключи анимации……………………………………………………………………………………………………………………… 457

Цветовая палитра ключей и траекторий biped……………………………………………………………… 457

Свиток Key Info…………………………………………………………………………………………………………………. 458

Свиток Key Info, подсвиток IK: выбор опорной точки кисти и ступни………………. 459

Свиток Key Info, подсвиток Head…………………………………………………………………………… 461

Упражнение № 8-3. Баланс-фактор и гравитация………………………………………………………………… 461

Баланс-фактор………………………………………………………………………………………………………………….. 461

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 462

Гравитация……………………………………………………………………………………………………………………….. 463

Упражнение № 8-4. Встраивание системы костей………………………………………………………………… 464

Создание biped…………………………………………………………………………………………………………………. 464

Размещение COM-объекта………………………………………………………………………………………………. 465

Масштабирование костей таза и ног biped относительно модели персонажа………….. 466

Расположение костей рук и позвоночника biped…………………………………………………………… 467

Размещение пальцев………………………………………………………………………………………………………… 469

Размещение головы………………………………………………………………………………………………………….. 470

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 470

Упражнение № 8-5. Оснастка скелета……………………………………………………………………………………. 470

Модификатор Physique……………………………………………………………………………………………………. 470

Оснастка панды……………………………………………………………………………………………………………….. 471

Настройка параметров оболочки левой руки……………………………………………………………….. 472

Применение настроек к правой руке………………………………………………………………………………. 475

Оболочки ног. Редактирование сечений оболочек……………………………………………………….. 476

Контрольные точки………………………………………………………………………………………………………….. 478

Свойства вершин. Проверка привязки вершин………………………………………………………………. 478

Удаление влияния связи на вершины……………………………………………………………………………… 479

Пример удаления влияния связей на лишние вершины………………………………………………… 479

Корректировка весовых коэффициентов вершин………………………………………………………….. 481

Настройка параметров оболочки головы……………………………………………………………………… 483

Проверка настроек с помощью BIP-файла……………………………………………………………………. 483

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 484

Упражнение № 8-6. Анимация biped в свободной форме……………………………………………………… 484

Закрепление положения ног……………………………………………………………………………………………. 484

Создание одного приседания панды……………………………………………………………………………… 484

Копирование и вставка позы панды………………………………………………………………………………. 485

Анимация рук……………………………………………………………………………………………………………………. 485

Сохранение созданной анимации biped………………………………………………………………………… 487

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 488

Упражнение № 8-7. Панда на скейтборде……………………………………………………………………………… 488

Размещение панды на скейтборде………………………………………………………………………………….. 488

Связывание панды со скейтбордом………………………………………………………………………………… 488

Закрепление ног панды на скейтборде………………………………………………………………………….. 490

Анимация тела панды……………………………………………………………………………………………………… 490

Продолжение анимации………………………………………………………………………………………………….. 490

Упражнение № 8-8. Анимация спортсмена……………………………………………………………………………. 491

Создание анимации…………………………………………………………………………………………………………. 491

Сохранение анимации…………………………………………………………………………………………………….. 496

Применение созданного BIP-файла……………………………………………………………………………….. 497

Упражнение № 8-9. Спортсмен на турнике…………………………………………………………………………… 498

Упражнение № 8-10. Пошаговая анимация biped…………………………………………………………………. 504

Создание шагов………………………………………………………………………………………………………………… 504

Настройка шагов biped……………………………………………………………………………………………………. 505

Походка шагом…………………………………………………………………………………………………………………. 508

Пример пошаговой анимации…………………………………………………………………………………………. 508

Состояния ног biped…………………………………………………………………………………………………………. 510

Следы biped в окне Track View – Dope Sheet…………………………………………………………………… 511

Пример движения biped с остановкой…………………………………………………………………………….. 512

Походка бегом и вприпрыжку…………………………………………………………………………………………. 514

Деактивация следов…………………………………………………………………………………………………………. 515

Пример использования деактивации следов…………………………………………………………………. 516

Подъем по винтовой лестнице………………………………………………………………………………………… 517

Остановка biped……………………………………………………………………………………………………………….. 519

Хлопок над головой, поворот головы…………………………………………………………………………….. 520

Сохранение анимации с MAX-объектами и загрузка анимации…………………………………. 521

Анимация лап панды……………………………………………………………………………………………………….. 522

Корректировка походки персонажа………………………………………………………………………………. 523

Визуализация анимации………………………………………………………………………………………………….. 524

Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 524

Упражнение № 8-11. Клип из нескольких BIP-файлов…………………………………………………………. 524

Окно Motion Mixer……………………………………………………………………………………………………………. 524

Добавление BIP-файлов в “миксер”………………………………………………………………………………… 525

Воспроизведение объединенной анимации…………………………………………………………………… 527

Сохранение и загрузка анимаций…………………………………………………………………………………… 527

Контрольные вопросы…………………………………………………………………………………………………………….. 530

Использованная литература…………………………………………………………………. 533

Приложение. Описание электронного архива………………………………………. 536

Предметный указатель…………………………………………………………………………. 537

Добавить комментарий