
Представляем книгу А. Горелик и Ю. Васильевой “Самоучитель 3ds Max 2022“.
Описание
В основу книги положена эффективная методика, основанная на многолетним опыте обучения студентов работе с программой трехмерного моделирования Autodesk 3ds Max на примерах и упражнениях. Книга рассчитана не только на новых пользователей программы, но и на тех, кто хорошо с ней знаком. Рассматриваются методы моделирования простых и сложных объектов, создания материалов любой сложности, инструменты анимации, возможности анимации с учетом законов физики, создания естественного и искусственного освещения, методы визуализации с использованием Arnold и V-Ray. Значительное внимание уделено персонажной анимации. Электронный архив содержит наглядные видео- и дополнительные материалы и упражнения.
Для широкого круга пользователей
- Моделирование простых и сложных объектов
- Создание материалов любой сложности
- Инструменты анимации
- Новые возможности создания анимации с учетом законов физики
- Освещение
- Стандартные методы визуализации, mental ray, Arnold, V-Ray
- Персонажная анимация
- Электронный архив с дополнительными материалами
- Наглядные видео- и дополнительные материалы в электронном архиве
ДОСТИЖЕНИЕ МАСТЕРСТВА – ЭТО УДЕЛ УПОРНЫХ И НАСТОЙЧИВЫХ
Отзывы
Не одно поколение студентов освоило программу 3ds Max по методическим материалам автора, написанным просто и доходчиво.
Л.Е. Дягилев, профессор кафедры дизайна Института современных знаний им. А.М. Широкова
Методика изложения материала в виде последовательности упражнений, используемая автором, упрощает изучение программы 3ds Max и способствует быстрому и увлекательному процессу ее усвоения. Упражнения написаны настолько просто и детально, что книга вполне может быть рекомендована для самостоятельного изучения программы всеми любителями трехмерной графики.
К.А. Стрикелева, канд. искусствоведения, проф. кафедры теории и истории дизайна Белорусской государственной академии искусств
Я являюсь новичком в 3D-моделировании. Книга потрясающая, автор все детально пошагово расписывает, затронуты все необходимые темы, к книге прилагается папка с файлами со сценами по упражнениям и практическими заданиями, где все аккуратно структурировано. Хотелось бы увидеть продолжение. Огромное спасибо автору за его труд!
Наталья, читатель

Васильева Юлия Дмитриевна – кандидат технических наук, 11 лет проработала в Институте современных знаний имени А.М. Широкова, вела курсы компьютерной графики в Белорусской государственной академии искусств, Белорусском государственном педагогическом университете, Автор 35 научных работ и учебно-методических пособий. Является одним из редакторов сайта http://3dtuts.by по трехмерному моделированию.

Горелик Александр Гиршевич — доктор технических наук, профессор. 36 лет работал в Институте технической кибернетики Национальной академии наук Беларуси в области автоматизации проектирования, компьютерной графики и геометрического моделирования. Работал деканом факультета информационных технологий Европейского гуманитарного университета, деканом факультета управления Института современных знаний имени А.М. Широкова, в настоящее время профессор кафедры высшей математики и информатики того же института. Автор 145 научных работ и учебно-методических пособий, в том числе 7 монографий в области автоматизации проектирования и компьютерной графики и книг «Самоучитель 3ds Max 2012/2014/2016/2018/2020», выпущенных издательством БХВ-Петербург. Ведет сайт http://3dtuts.by, посвященный трехмерному моделированию.
Книгу “Самоучитель 3ds Max 2022” можно купить со скидкой в интернет-магазине издательства “БХВ”.
Предисловие…………………………………………………………………………………………… 15
Электронный архив…………………………………………………………………………………………………………………… 16
Глава 1. Основные понятия…………………………………………………………………… 19
Требования к системе………………………………………………………………………………………………………………… 19
Новое в 3ds Max 2022……………………………………………………………………………………………………………….. 20
Видовые окна……………………………………………………………………………………………………………………… 20
Моделирование………………………………………………………………………………………………………………….. 20
Визуализация……………………………………………………………………………………………………………………… 21
Интерфейс программы………………………………………………………………………………………………………………. 21
Начало работы…………………………………………………………………………………………………………………… 21
Командная панель……………………………………………………………………………………………………………… 24
Конфигурация видовых окон…………………………………………………………………………………………….. 25
Панель с кнопками управления видовыми окнами…………………………………………………………. 27
Режимы отображения………………………………………………………………………………………………………… 28
Выделение объектов………………………………………………………………………………………………………….. 30
Команды Undo и Redo……………………………………………………………………………………………………….. 31
Трансформации объектов………………………………………………………………………………………………….. 32
Системы координат……………………………………………………………………………………………………………. 33
Центр преобразования………………………………………………………………………………………………………. 34
Клонирование объектов…………………………………………………………………………………………………….. 36
Зеркальное отображение объектов………………………………………………………………………………….. 37
Группы объектов………………………………………………………………………………………………………………… 38
Слои…………………………………………………………………………………………………………………………………….. 38
Единицы измерения……………………………………………………………………………………………………………. 40
Сетка координат………………………………………………………………………………………………………………… 41
Привязки……………………………………………………………………………………………………………………………… 42
Выравнивание объектов……………………………………………………………………………………………………. 44
Файлы………………………………………………………………………………………………………………………………….. 45
Импорт в сцену объектов из других MAX-файлов………………………………………………………….. 47
Создание и работа с проектом………………………………………………………………………………………….. 47
Визуализация и сохранение растрового изображения…………………………………………………… 48
Настройка некоторых параметров графического интерфейса……………………………………… 49
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………………………………………. 50
Глава 2. Моделирование………………………………………………………………………… 51
Создание простых объектов……………………………………………………………………………………………………… 51
Упражнение № 2-1. Привязка к сетке, массивы……………………………………………………………………….. 54
Установка проекта…………………………………………………………………………………………………………….. 54
Настройка единиц измерения и параметров сетки…………………………………………………………. 54
Установка привязок……………………………………………………………………………………………………………. 55
Пример создания деревьев из примитивов……………………………………………………………………….. 55
Упражнение № 2-2. Основные команды. “Восстанови стену, собери спички”…………………….. 58
Первый способ, установка координат……………………………………………………………………………… 58
Второй способ……………………………………………………………………………………………………………………. 59
Собрать спички………………………………………………………………………………………………………………….. 59
Практическая работа…………………………………………………………………………………………………………. 60
Упражнение № 2-3. Создание конструкций из примитивов, рендеринг………………………………… 60
Стандартные примитивы…………………………………………………………………………………………………… 60
Создание колоннады…………………………………………………………………………………………………………. 60
Рендеринг……………………………………………………………………………………………………………………………. 62
Практическая работа…………………………………………………………………………………………………………. 63
Упражнение № 2-4. Стандартные и дополнительные примитивы………………………………………… 63
Практическая работа…………………………………………………………………………………………………………. 67
Модификаторы…………………………………………………………………………………………………………………………… 67
Упражнение № 2-5. Применение модификаторов…………………………………………………………………… 69
Построение лампы……………………………………………………………………………………………………………… 69
Моделирование кресла……………………………………………………………………………………………………… 71
Моделирование стола……………………………………………………………………………………………………….. 72
Моделирование корзины…………………………………………………………………………………………………… 73
Практическая работа…………………………………………………………………………………………………………. 75
Упражнение № 2-6. Сплайны, тела вращения…………………………………………………………………………. 75
Типы сплайнов……………………………………………………………………………………………………………………. 75
Построение сплайнов………………………………………………………………………………………………………… 75
Визуализация сплайнов…………………………………………………………………………………………………….. 76
Типы вершин сплайна Line……………………………………………………………………………………………….. 77
Задание типов вершин сплайна Line………………………………………………………………………………… 78
Преобразование сплайна в редактируемый сплайн……………………………………………………….. 78
Редактирование сплайна…………………………………………………………………………………………………… 78
Создание тела вращения…………………………………………………………………………………………………… 79
Построение модели фонтана…………………………………………………………………………………………….. 80
Модель вазы……………………………………………………………………………………………………………………….. 81
Практическая работа…………………………………………………………………………………………………………. 82
Упражнение № 2-7. Выдавливание, фаски………………………………………………………………………………. 82
Создание объемной модели с помощью модификатора Extrude…………………………………… 82
Создание объемной модели с помощью модификатора Bevel……………………………………….. 83
Упражнение № 2-8. Построение объемных моделей методом лофтинга……………………………… 84
Практическая работа…………………………………………………………………………………………………………. 87
Упражнение № 2-9. Булева операция ProBoolean………………………………………………………………….. 88
Булевы операции……………………………………………………………………………………………………………….. 88
Виды операций команды ProBoolean………………………………………………………………………………. 89
Создание модели кружки с использованием булевых операций…………………………………… 90
Упражнение № 2-10. Булева операция ProCutter…………………………………………………………………… 93
Практическая работа…………………………………………………………………………………………………………. 95
Упражнение № 2-11. Простой домик……………………………………………………………………………………….. 95
Построение стен…………………………………………………………………………………………………………………. 95
Построение крыши…………………………………………………………………………………………………………….. 98
Практическая работа…………………………………………………………………………………………………………. 99
Упражнение № 2-12. Составные объекты. Команда Scatter………………………………………………….. 99
Деревья………………………………………………………………………………………………………………………………… 99
Камни………………………………………………………………………………………………………………………………… 102
Распределение объектов с помощью инструмента Scatter…………………………………………… 103
Модификаторы Edit Poly и Edit Mesh…………………………………………………………………………………….. 105
Сеточные модели……………………………………………………………………………………………………………… 105
Свитки Selection и Soft Selection…………………………………………………………………………………….. 106
Выделение подобъектов………………………………………………………………………………………………….. 106
Плавное выделение подобъектов……………………………………………………………………………………. 108
Упражнение № 2-13. Моделирование флакона…………………………………………………………………….. 108
Создание базовой формы………………………………………………………………………………………………… 109
Создание новых ребер…………………………………………………………………………………………………….. 110
Выдавливание кольцевых выступов на боковых гранях……………………………………………… 110
Создание впадин на боковых гранях……………………………………………………………………………… 111
Закрытие дна и скругление ребер…………………………………………………………………………………… 113
Создание надписей………………………………………………………………………………………………………….. 113
Создание крышки…………………………………………………………………………………………………………….. 114
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 115
Упражнение № 2-14. Editable Poly. Деформация кистью…………………………………………………….. 116
Деформация кистью инструментами панели Ribbon……………………………………………………. 116
Упражнение № 2-15. Модель лодки. Использование модификатора Displace…………………… 118
Создание эскизов……………………………………………………………………………………………………………… 118
Моделирование лодки…………………………………………………………………………………………………….. 120
Моделирование океана…………………………………………………………………………………………………… 126
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 128
Упражнение № 2-16. Моделирование скатерти и шторы.
Модификаторы Cloth, Garment Maker и HSDS………………………………………………………………………. 128
Моделирование скатерти………………………………………………………………………………………………… 128
Моделирование шторы……………………………………………………………………………………………………. 132
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 133
Архитектурные объекты…………………………………………………………………………………………………………. 133
Стены………………………………………………………………………………………………………………………………… 133
Окна…………………………………………………………………………………………………………………………………… 135
Двери…………………………………………………………………………………………………………………………………. 136
Упражнение № 2-17. Строим дачный дом…………………………………………………………………………….. 136
Построение системы стен………………………………………………………………………………………………… 136
Построение окон………………………………………………………………………………………………………………. 137
Построение дверей…………………………………………………………………………………………………………… 139
Построение фронтонов……………………………………………………………………………………………………. 139
Второй этаж……………………………………………………………………………………………………………………… 140
Построение лестницы………………………………………………………………………………………………………. 140
Сделай сам……………………………………………………………………………………………………………………….. 142
Построение ломаной крыши…………………………………………………………………………………………… 142
Металлочерепица……………………………………………………………………………………………………………. 143
Печные трубы…………………………………………………………………………………………………………………… 145
Построение водостоков…………………………………………………………………………………………………… 147
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 148
Контрольные вопросы…………………………………………………………………………………………………………….. 149
Глава 3. Освещение и материалы…………………………………………………………. 150
Установка проекта…………………………………………………………………………………………………………………… 150
Источники освещения……………………………………………………………………………………………………………… 150
Освещение по умолчанию………………………………………………………………………………………………………. 151
Упражнение № 3-1. Стандартные источники света……………………………………………………………… 153
Параметры источника света Omni………………………………………………………………………………….. 154
Настройка теней………………………………………………………………………………………………………………. 157
Источники света Target Spot и Free Spot……………………………………………………………………….. 158
Источники света Free Direct и Target Direct………………………………………………………………….. 162
Источник света Skylight…………………………………………………………………………………………………… 164
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 165
Упражнение № 3-2. Фотометрические источники света.
Освещение тремя источниками света…………………………………………………………………………………….. 165
Создание трехточечной системы света…………………………………………………………………………. 166
Настройка источников света………………………………………………………………………………………….. 168
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 169
Упражнение № 3-3. Объемное освещение……………………………………………………………………………… 170
Создание подводной сцены…………………………………………………………………………………………….. 170
Создание источников света…………………………………………………………………………………………….. 172
Создание эффекта объемного освещения………………………………………………………………………. 174
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 176
Редактор материалов………………………………………………………………………………………………………………. 176
Редактор материалов Compact Material Editor…………………………………………………………………….. 178
Редактор материалов Slate Material Editor…………………………………………………………………………… 180
Упражнение № 3-4. Mатериал Physical Material………………………………………………………………….. 182
Шаблоны материала Physical Material…………………………………………………………………………… 183
Создание стекла……………………………………………………………………………………………………………….. 184
Создание металлической поверхности………………………………………………………………………….. 185
Неоновое освещение………………………………………………………………………………………………………… 186
Сохранение созданных материалов в текущей библиотеке………………………………………… 187
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 187
Упражнение № 3-5. Составные материалы…………………………………………………………………………… 188
Материал Top/Bottom………………………………………………………………………………………………………. 188
Материал Double Sided…………………………………………………………………………………………………… 189
Упражнение № 3-6. Многокомпонентный материал Multi/Sub-Object……………………………….. 190
Подготовка материала…………………………………………………………………………………………………….. 190
Распределение материалов по полигонам…………………………………………………………………….. 192
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 193
Текстурные карты и каналы…………………………………………………………………………………………………… 193
Типы текстурных карт…………………………………………………………………………………………………………….. 194
Упражнение № 3-7. Работа с текстурными картами…………………………………………………………….. 196
Применение текстурной карты……………………………………………………………………………………….. 196
Применение произвольных графических файлов в качестве текстурных карт………….. 197
Настройка параметров текстурной карты…………………………………………………………………….. 197
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 199
Упражнение № 3-8. Создание рельефа с помощью канала Bump
и эффекта Displacement……………………………………………………………………………………………………………. 199
Применение инструмента Displacement…………………………………………………………………………. 199
Применение текстурной карты Bump……………………………………………………………………………… 201
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 202
Упражнение № 3-9. Подробнее о каналах…………………………………………………………………………….. 202
Настройка прозрачности по текстурной карте…………………………………………………………….. 203
Настройка отражения по текстурной карте………………………………………………………………….. 204
Градиентное отражение………………………………………………………………………………………………….. 206
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 207
Упражнение № 3-10. Текстурные карты. Моделирование груши……………………………………….. 208
Создание базовой формы………………………………………………………………………………………………… 208
Создание неровностей, вмятин и асимметрии……………………………………………………………….. 208
Создание материала груши…………………………………………………………………………………………….. 209
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 212
Проецирование текстурных карт…………………………………………………………………………………………… 212
Упражнение № 3-11. Параметрическое проецирование текстурных карт…………………………. 213
Проецирование текстурных карт на примитивы…………………………………………………………… 213
Корректировка положения текстурной карты………………………………………………………………. 214
Использование фактического размера текстурной карты……………………………………………. 216
Упражнение № 3-12. Применение модификатора UVW Map……………………………………………….. 218
Типы проецирования текстурных карт………………………………………………………………………….. 218
Настройка параметров модификатора UVW Map………………………………………………………… 219
Подобъект Gizmo………………………………………………………………………………………………………………. 220
Размещение текстуры внутри боковых поверхностей………………………………………………….. 222
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 223
Упражнение № 3-13. Материал Multi/Sub-Object и модификатор UVW Map…………………….. 223
Назначение объекту нескольких материалов……………………………………………………………….. 223
Настройка параметров модификатора UVW Map………………………………………………………… 226
Упражнение № 3-14. Видеоролик на экране телевизора……………………………………………………… 227
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 228
Упражнение № 3-15. Модификатор Unwrap UVW………………………………………………………………… 228
Возможности модификатора Unwrap UVW……………………………………………………………………. 228
Плоскостное проецирование Flatten Mapping………………………………………………………………. 228
Криволинейный объект……………………………………………………………………………………………………. 232
Создание текстуры…………………………………………………………………………………………………………… 242
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 243
Контрольные вопросы…………………………………………………………………………………………………………….. 244
Глава 4. Визуализация сцены и камеры……………………………………………….. 245
Установка проекта…………………………………………………………………………………………………………………… 245
Глобальное освещение……………………………………………………………………………………………………………. 245
Упражнение № 4-1. Настройка параметров глобального освещения………………………………… 246
Имитация глобального освещения…………………………………………………………………………………. 248
Общие параметры визуализации……………………………………………………………………………………………. 249
Упражнение № 4-2. Визуализатор Arnold. Начнем с простого…………………………………………… 251
Установка материалов…………………………………………………………………………………………………….. 251
Установка источников света…………………………………………………………………………………………… 253
Упражнение № 4-3. Настройки визуализатора Arnold и его компоненты………………………….. 254
Источники света и камеры визуализатора Arnold………………………………………………………… 257
Материалы визуализатора Arnold…………………………………………………………………………………. 260
Упражнение № 4-4. Текстурные карты визуализатора Arnold……………………………………………. 265
Упражнение № 4-5. Создание преломлений………………………………………………………………………….. 267
Упражнение № 4-6. Конвертация из mental ray в Arnold……………………………………………………… 268
Настройка физических материалов……………………………………………………………………………….. 271
Упражнение № 4-7. Камеры……………………………………………………………………………………………………. 273
Типы камер……………………………………………………………………………………………………………………….. 273
Настройка камер……………………………………………………………………………………………………………… 275
Упражнение № 4-8. Настройка физической камеры…………………………………………………………….. 277
Упражнение № 4-9. Размытие сцены……………………………………………………………………………………… 280
Глубина резкости…………………………………………………………………………………………………………….. 280
Глубина резкости для камеры Target…………………………………………………………………………….. 281
Глубина резкости для камеры Physical………………………………………………………………………….. 282
Контрольные вопросы…………………………………………………………………………………………………………….. 283
Глава 5. Визуализатор V-Ray………………………………………………………………… 284
Обзор V-Ray………………………………………………………………………………………………………………………………. 284
Установка проекта…………………………………………………………………………………………………………………… 284
Упражнение № 5-1. Установка визуализатора V-Ray…………………………………………………………… 285
Вкладка V-Ray………………………………………………………………………………………………………………….. 286
Свиток Global switches……………………………………………………………………………………………. 286
Свиток IPR Options………………………………………………………………………………………………….. 287
Свиток Image sampler (Antialiasing)………………………………………………………………………. 287
Свиток Image filter…………………………………………………………………………………………………… 289
Свиток Environment………………………………………………………………………………………………… 289
Свиток Color mapping…………………………………………………………………………………………….. 290
Вкладка GI………………………………………………………………………………………………………………………… 290
Свиток Global illumination…………………………………………………………………………………….. 290
Свиток Irradiance map…………………………………………………………………………………………….. 291
Первичные настройки визуализатора V-Ray…………………………………………………………………. 292
Упражнение № 5-2. Работа с окном визуализации V-Ray Frame Buffer………………………………. 293
Упражнение № 5-3. Интерактивная визуализация в V-Ray………………………………………………….. 297
Упражнение № 5-4. Настройки источников света V-Ray……………………………………………………… 298
Настройка параметров источника света VRayLight…………………………………………………….. 299
Применение стандартных источников света…………………………………………………………………. 303
Источник солнечного света VRaySun…………………………………………………………………………….. 304
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 308
Упражнение № 5-5. Освещение и установка камер в интерьере………………………………………….. 309
Установка камер………………………………………………………………………………………………………………. 310
Установка дневного освещения………………………………………………………………………………………. 312
Искусственное освещение……………………………………………………………………………………………….. 313
Настройка ограничивающих плоскостей у камеры……………………………………………………… 317
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 318
Упражнение № 5-6. Материалы V-Ray…………………………………………………………………………………… 319
Материал VRayMtl…………………………………………………………………………………………………………… 319
Создание материалов………………………………………………………………………………………………………. 320
Простое стекло………………………………………………………………………………………………………… 320
Зеркальная поверхность………………………………………………………………………………………… 321
Библиотека материалов…………………………………………………………………………………………. 322
Упражнение № 5-7. V-Ray. Настройки цвета и отражений………………………………………………….. 323
Создание материалов и освещения………………………………………………………………………………… 323
Создание отражений……………………………………………………………………………………………………….. 324
Влияние параметра Fresnel reflections (Отражения по Френелю)………………………………. 324
Создание размытых отражений: параметр Reflection glossiness………………………………… 325
Hilight glossiness (Размытость блика)…………………………………………………………………………….. 325
Применение текстурных карт…………………………………………………………………………………………. 326
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 327
Упражнение № 5-8. V-Ray. Настройки прозрачности и свойств преломления…………………… 327
Создание тестовой сцены………………………………………………………………………………………………… 327
Создание преломлений……………………………………………………………………………………………………. 328
Настройка отражений……………………………………………………………………………………………………… 330
Размытие прозрачности…………………………………………………………………………………………………… 330
Преломление света…………………………………………………………………………………………………………… 330
Подведем итог…………………………………………………………………………………………………………………… 331
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 331
Контрольные вопросы…………………………………………………………………………………………………………….. 331
Глава 6. Анимация……………………………………………………………………………….. 332
Трехмерная анимация……………………………………………………………………………………………………………… 332
Упражнение № 6-1. Простейшая анимация в автоматическом режиме……………………………… 334
Анимация падения сферы………………………………………………………………………………………………… 334
Ускорение падения сферы……………………………………………………………………………………………….. 336
Деформация сферы от столкновения с полом……………………………………………………………….. 337
Растяжение сферы……………………………………………………………………………………………………………. 338
Анимация отскока……………………………………………………………………………………………………………. 338
Визуализация анимации………………………………………………………………………………………………….. 339
Визуализация траектории……………………………………………………………………………………………….. 340
Удаление анимации…………………………………………………………………………………………………………. 341
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 341
Упражнение № 6-2. Покадровая визуализация анимации. Размытие анимации……………….. 341
Размытие анимации Scanline Renderer…………………………………………………………………………… 342
Размытие анимации Arnold……………………………………………………………………………………………… 343
Размытие анимации V-Ray………………………………………………………………………………………………. 344
Упражнение № 6-3. Редактирование анимации на панелях Track View……………………………… 344
Инструменты редактора анимации Graph Editors………………………………………………………… 344
Окно ключей анимации на панели Curve Editor……………………………………………………………. 347
Упражнение № 6-4. Контроллеры анимации………………………………………………………………………… 350
Две категории контроллеров анимации…………………………………………………………………………. 350
Контроллер Bezier Float………………………………………………………………………………………………….. 351
Контроллер Noise…………………………………………………………………………………………………………….. 354
Контроллер Audio……………………………………………………………………………………………………………. 355
Контроллер Block…………………………………………………………………………………………………………….. 356
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 359
Упражнение № 6-5. Продолжение анимации мяча……………………………………………………………….. 359
Графики анимированных параметров сферы……………………………………………………………….. 359
Продолжение отскоков……………………………………………………………………………………………………. 361
Упражнение № 6-6. Вращение юлы……………………………………………………………………………………….. 362
Анимация юлы………………………………………………………………………………………………………………….. 362
Масштабирование скорости воспроизведения анимации……………………………………………. 365
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 365
Упражнение № 6-7. Контроллер Path Constraint………………………………………………………………….. 366
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 367
Упражнение № 6-8. Анимация в ручном режиме………………………………………………………………….. 367
Последовательность создания анимации………………………………………………………………………. 367
Анимация сцены……………………………………………………………………………………………………………….. 368
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 370
Упражнение № 6-9. Редактор кривых. Звуковое сопровождение………………………………………… 370
Анимация баскетбольного мяча……………………………………………………………………………………… 370
Создание эффекта отскакивания мяча…………………………………………………………………………… 371
Корректировка полета мяча……………………………………………………………………………………………. 372
Корректировка отскоков мяча от пола………………………………………………………………………….. 373
Корректировка анимации в видовом окне……………………………………………………………………… 374
Создание звукового сопровождения………………………………………………………………………………. 376
Анимация сетки………………………………………………………………………………………………………………… 377
Вращение мяча…………………………………………………………………………………………………………………. 378
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 379
Упражнение № 6-10. Прямая кинематика……………………………………………………………………………… 379
Иерархические связи……………………………………………………………………………………………………….. 379
Правила прямой кинематики…………………………………………………………………………………………… 381
Возможные проблемы при масштабировании………………………………………………………………. 382
Обеспечение целостности конструкции…………………………………………………………………………. 382
Ограничение перемещения объектов в иерархической цепочке………………………………….. 383
Наследование преобразований………………………………………………………………………………………. 384
Пример с настройками блокировок и наследований……………………………………………………. 384
Анимация манипулятора…………………………………………………………………………………………………. 386
Перенос объекта………………………………………………………………………………………………………………. 387
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 388
Упражнение № 6-11. Инверсная кинематика………………………………………………………………………… 388
Режим инверсной кинематики…………………………………………………………………………………………. 388
Решатели инверсной кинематики……………………………………………………………………………………. 389
Анимация с использованием решателя HI Solver………………………………………………………….. 390
Анимация с использованием решателя HD Solver………………………………………………………… 391
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 393
Контрольные вопросы…………………………………………………………………………………………………………….. 394
Глава 7. Эффекты анимации. Анимация с учетом законов физики………. 395
Установка проекта…………………………………………………………………………………………………………………… 395
Системы частиц……………………………………………………………………………………………………………………….. 395
Частицы типа Spray…………………………………………………………………………………………………………………. 396
Упражнение № 7-1. Примеры использования систем частиц………………………………………………. 397
Пример с частицами типа Tetrahedron…………………………………………………………………………… 397
Пример с частицами типа Facing…………………………………………………………………………………… 399
Частицы типа Snow………………………………………………………………………………………………………….. 399
Частицы типа Blizzard……………………………………………………………………………………………………… 400
Упражнение № 7-2. Деформации Forces в системах частиц………………………………………………… 402
Деформация типа Gravity………………………………………………………………………………………………… 402
Деформация типа Wind……………………………………………………………………………………………………. 405
Деформация типа PBomb…………………………………………………………………………………………………. 406
Деформация типа Path Follow………………………………………………………………………………………… 407
Частицы внутри сферы…………………………………………………………………………………………………….. 409
Упражнение № 7-3. Анимация взрыва……………………………………………………………………………………. 410
Анимация сгорающего бикфордова шнура…………………………………………………………………… 410
Анимация горения бикфордова шнура…………………………………………………………………………… 410
Анимация видимости вспомогательной сферы……………………………………………………………… 411
Создание искр…………………………………………………………………………………………………………………… 411
Создание анимации взрыва…………………………………………………………………………………………….. 412
Взрыв автомобиля……………………………………………………………………………………………………………. 413
Добавление эффекта горения………………………………………………………………………………………….. 415
Создание звукового сопровождения………………………………………………………………………………. 416
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 417
Модуль MassFX……………………………………………………………………………………………………………………….. 417
Панель инструментов MassFX Toolbar………………………………………………………………………………….. 418
Инструменты панели MassFX Tools……………………………………………………………………………………….. 419
Вкладка World Parameters………………………………………………………………………………………………. 419
Свиток Scene Settings……………………………………………………………………………………………… 420
Свиток Advanced Settings……………………………………………………………………………………….. 421
Вкладка Simulation Tools………………………………………………………………………………………………… 421
Вкладка Multi-Object Editor……………………………………………………………………………………………. 422
Вкладка Display Options………………………………………………………………………………………………….. 425
Физические сетки в модуле MassFX……………………………………………………………………………….. 425
Параметры свитка Physical Mesh Parameters………………………………………………………………… 427
Упражнение № 7-4. Скачущий шар……………………………………………………………………………………….. 428
Определение свойств объектов сцены……………………………………………………………………………. 428
Анимация сцены……………………………………………………………………………………………………………….. 432
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 433
Упражнение № 7-5. Ограничения MassFX constraint……………………………………………………………. 433
Определение свойств объектов сцены……………………………………………………………………………. 433
Установка свойств……………………………………………………………………………………………………………. 434
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 435
Упражнение № 7-6. Бильярдная пирамида……………………………………………………………………………. 435
Определение свойств объектов сцены……………………………………………………………………………. 435
Настройка параметров анимации………………………………………………………………………………….. 436
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 437
Упражнение № 7-7. Разбиение объекта на части………………………………………………………………….. 437
Создание тонкостенного объекта…………………………………………………………………………………… 437
Разбиение объекта: скрипт FractureVoronoi…………………………………………………………………. 437
Разбиение объектов: модуль MassFX……………………………………………………………………………… 438
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 439
Упражнение 7-8. Модификатор MassFX Cloth……………………………………………………………………… 439
Параметры на уровне модификатора mCloth……………………………………………………………….. 439
Параметры на уровне вершин………………………………………………………………………………………… 441
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 441
Контрольные вопросы…………………………………………………………………………………………………………….. 442
Глава 8. Персонажная анимация………………………………………………………….. 443
Установка проекта…………………………………………………………………………………………………………………… 443
Набор инструментов Character studio…………………………………………………………………………………… 443
Упражнение № 8-1. Двуногие объекты biped………………………………………………………………………… 444
Создание biped…………………………………………………………………………………………………………………. 444
Свиток Structure……………………………………………………………………………………………………………….. 446
Свиток Biped…………………………………………………………………………………………………………………….. 448
Форматы файлов………………………………………………………………………………………………………………. 449
Свиток Track Selection……………………………………………………………………………………………………… 450
Свиток Bend Links: вращение нескольких связей………………………………………………………….. 451
Связывание других объектов с biped……………………………………………………………………………… 452
Свиток Copy/Paste……………………………………………………………………………………………………………. 452
Упражнение № 8-2. Копирование анимации…………………………………………………………………………. 454
Копирование кадров анимации………………………………………………………………………………………. 454
Копирование треков анимации………………………………………………………………………………………. 456
Копирование анимации внутри сцены…………………………………………………………………………… 456
Ключи анимации……………………………………………………………………………………………………………………… 457
Цветовая палитра ключей и траекторий biped……………………………………………………………… 457
Свиток Key Info…………………………………………………………………………………………………………………. 458
Свиток Key Info, подсвиток IK: выбор опорной точки кисти и ступни………………. 459
Свиток Key Info, подсвиток Head…………………………………………………………………………… 461
Упражнение № 8-3. Баланс-фактор и гравитация………………………………………………………………… 461
Баланс-фактор………………………………………………………………………………………………………………….. 461
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 462
Гравитация……………………………………………………………………………………………………………………….. 463
Упражнение № 8-4. Встраивание системы костей………………………………………………………………… 464
Создание biped…………………………………………………………………………………………………………………. 464
Размещение COM-объекта………………………………………………………………………………………………. 465
Масштабирование костей таза и ног biped относительно модели персонажа………….. 466
Расположение костей рук и позвоночника biped…………………………………………………………… 467
Размещение пальцев………………………………………………………………………………………………………… 469
Размещение головы………………………………………………………………………………………………………….. 470
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 470
Упражнение № 8-5. Оснастка скелета……………………………………………………………………………………. 470
Модификатор Physique……………………………………………………………………………………………………. 470
Оснастка панды……………………………………………………………………………………………………………….. 471
Настройка параметров оболочки левой руки……………………………………………………………….. 472
Применение настроек к правой руке………………………………………………………………………………. 475
Оболочки ног. Редактирование сечений оболочек……………………………………………………….. 476
Контрольные точки………………………………………………………………………………………………………….. 478
Свойства вершин. Проверка привязки вершин………………………………………………………………. 478
Удаление влияния связи на вершины……………………………………………………………………………… 479
Пример удаления влияния связей на лишние вершины………………………………………………… 479
Корректировка весовых коэффициентов вершин………………………………………………………….. 481
Настройка параметров оболочки головы……………………………………………………………………… 483
Проверка настроек с помощью BIP-файла……………………………………………………………………. 483
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 484
Упражнение № 8-6. Анимация biped в свободной форме……………………………………………………… 484
Закрепление положения ног……………………………………………………………………………………………. 484
Создание одного приседания панды……………………………………………………………………………… 484
Копирование и вставка позы панды………………………………………………………………………………. 485
Анимация рук……………………………………………………………………………………………………………………. 485
Сохранение созданной анимации biped………………………………………………………………………… 487
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 488
Упражнение № 8-7. Панда на скейтборде……………………………………………………………………………… 488
Размещение панды на скейтборде………………………………………………………………………………….. 488
Связывание панды со скейтбордом………………………………………………………………………………… 488
Закрепление ног панды на скейтборде………………………………………………………………………….. 490
Анимация тела панды……………………………………………………………………………………………………… 490
Продолжение анимации………………………………………………………………………………………………….. 490
Упражнение № 8-8. Анимация спортсмена……………………………………………………………………………. 491
Создание анимации…………………………………………………………………………………………………………. 491
Сохранение анимации…………………………………………………………………………………………………….. 496
Применение созданного BIP-файла……………………………………………………………………………….. 497
Упражнение № 8-9. Спортсмен на турнике…………………………………………………………………………… 498
Упражнение № 8-10. Пошаговая анимация biped…………………………………………………………………. 504
Создание шагов………………………………………………………………………………………………………………… 504
Настройка шагов biped……………………………………………………………………………………………………. 505
Походка шагом…………………………………………………………………………………………………………………. 508
Пример пошаговой анимации…………………………………………………………………………………………. 508
Состояния ног biped…………………………………………………………………………………………………………. 510
Следы biped в окне Track View – Dope Sheet…………………………………………………………………… 511
Пример движения biped с остановкой…………………………………………………………………………….. 512
Походка бегом и вприпрыжку…………………………………………………………………………………………. 514
Деактивация следов…………………………………………………………………………………………………………. 515
Пример использования деактивации следов…………………………………………………………………. 516
Подъем по винтовой лестнице………………………………………………………………………………………… 517
Остановка biped……………………………………………………………………………………………………………….. 519
Хлопок над головой, поворот головы…………………………………………………………………………….. 520
Сохранение анимации с MAX-объектами и загрузка анимации…………………………………. 521
Анимация лап панды……………………………………………………………………………………………………….. 522
Корректировка походки персонажа………………………………………………………………………………. 523
Визуализация анимации………………………………………………………………………………………………….. 524
Практическая работа………………………………………………………………………………………………………. 524
Упражнение № 8-11. Клип из нескольких BIP-файлов…………………………………………………………. 524
Окно Motion Mixer……………………………………………………………………………………………………………. 524
Добавление BIP-файлов в “миксер”………………………………………………………………………………… 525
Воспроизведение объединенной анимации…………………………………………………………………… 527
Сохранение и загрузка анимаций…………………………………………………………………………………… 527
Контрольные вопросы…………………………………………………………………………………………………………….. 530
Использованная литература…………………………………………………………………. 533
Приложение. Описание электронного архива………………………………………. 536
Предметный указатель…………………………………………………………………………. 537